Три остановки: первая — на степном или луговом участке, где хорошо просматриваются природные сообщества (степь, луг, лес, водоем); вторая остановка — в начале леса, где учитель в процессе беседы подводит учащихся к выводу, что лес — это природное сообщество. И где можно провести самостоятельную работу по плану: и третья остановка на водоёме.
Растения, грибы и насекомые _а территории резервата «Кэнкэмэ»
1 км
— Создание условий, необходимых для защиты, восполнения и воспроизводства биологического разнообразия;
— Пропаганда охраны природы путем организации экологического туризма;
— Осуществление научных исследований и проведение экологического мониторинга
— Фауны: лось, косуля, заяц-беляк. соболь, горностай, боровые и водоплавающие птицы, серый журавль
— Флоры:
По пути экскурсии будут участки с большим разнообразием деревьев, кустарников, травянистых растений. с местами обитания насекомых. макетов животных с возможными местами встречи с местными обитателями (птицы, грызуны, копытные животные и.т.д).
Перед выходом на природу учитель знакомит учащихся с маршрутом, сообщает содержание и порядок проведения экскурсии, разъясняет принципы оформления результатов наблюдений и работы во время экскурсии.
Учащиеся разбиваются на три звена. Звеньевые получают задания и оборудование (гербарные папки, этикетки, копалки, ножи или секаторы для срезания веток, шнуры, термометры, компас).
Растительные сообщества. растительность, среда обитания. приспособленность Структура растительного сообщества (аспект, видовой состав. обилие, ярусность, жизнедеятельность растений).
Лес как природное сообщество его характерные особенности, значение в природе и жизни человека.
Приспособленность растений, насекомых. животных, бактерий и грибов к факторам неживой природы в связи с сезонными изменениями.
Благодаря круговороту веществ — все эти группы представляют единое целое (растения, насекомые, животные, бактерии и грибы). Примеры цепей питания: растение — растительноядное насекомое — хищное насекомое — насекомоядные птицы — хищные птицы или млекопитающие – отмершие части растений — дождевые черви – слепыш — грибы или бактерии.
По окончании экскурсии учитель подводит учащихся к выводу о том, что лес — это природное сообщество, где растения и животные приспособились к жизни в определённых условиях. Они неразрывно связаны между собой многообразными и сложными отношениями.
Самостоятельная работа учащихся по письменным заданиям учителя, включающим наблюдения и сбор гербария растений в цветущем состоянии, т также образцов растений, повреждённых насекомыми и грибами.
Факторы неживой природы, воздействующие на живые организмы природного сообщества (свит. температура, воздух, ветер, вода, почва, рельеф).
Разнообразие видов живых организмов (растения, животные, бактерии, грибы, лишайники), образующих природное сообщество; влияние их друг на друга, установление взаимоотношении и связей.
Цепи питания: растения — продуценты — животные — консументы первого, второго и т.д. порядка — грибы и бактерии — редуценты. Частные примеры: растения — насекомые – насекомоядные птицы – хищные птицы — хищные млекопитающие и Т.Д.
Антропогенные факторы, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.
Охрана природы и её рациональное использование.